Генеральная прокуратура Таджикистана сообщает, что после майских событий в ГБАО 77 человек получили «заслуженное наказание», а дела еще десятков жителей этого региона находятся на рассмотрении в суде, пишет “Радио Озоди”.
Неизвестно, что прокуратура имеет в виду под формулировкой «заслуженное наказание», но после этих событий десятки человек, в том числе бывший генерал таджикских погранвойск Холбаш Холбашов и несколько бадахшанских блогеров были приговорены к длительным годам лишения свободы.
В официальном сообщении, опубликованном на сайте Генпрокуратуры вечером 7 октября, говорится, что в целом после беспорядков в ГБАО уголовные дела были возбуждены в отношении 109 человек, из которых 77 человек в соответствии с приговорами суда получили заслуженное наказание, а уголовные дела в отношении еще 32 лиц находятся на рассмотрении в суде.
Правозащитники и родственники осужденных утверждают, что десятки людей, приговоренных к длительным годам лишения свободы после майских событий, невиновны и выступили в защиту своих прав и в целом населения Бадахшана.
После митингов в ГБАО правительство Таджикистана направило в Хорог спецвойска для проведения так называемой «антитеррористической» операции.
В результате 18 мая несколько жителей Рушана, блокировавших дорогу Душанбе-Хорог, были убиты и ранены. Жители говорят, что вышли на улицы, чтобы защитить свои права, так как в последние годы усилилось давление и преследование жителей ГБАО.
После этих событий международные организации, в том числе спецдокладчик ООН по делам национальных меньшинств, обратились к правительству Таджикистана с призывом прекратить репрессии в отношении памирского меньшинства в Бадахшане.
Акции протеста в ГБАО начались в мае с требования наказать стражей порядка, которые, по мнению демонстрантов, убили невинного жителя Рошткалы Гулбиддина Зиёбекова. В прокуратуре сообщили, что Зиёбеков обвинялся в захвате заложников, разжигании местничества и был убит при оказании сопротивления сотрудникам милиции.
Генпрокуратура Таджикистана сообщила, что 89 человек, принявших участие в акциях протеста, привлечены к административной ответственности за «мелкое хулиганство и участие в массовых беспорядках».
Жертвы среди силовиков
Генпрокуратура сообщила о трех жертвах среди силовиков и сообщила, что во время акции протеста 18 мая один офицер был убит и еще шесть получили ранения. Прокуратура обвинила демонстрантов и членов «преступных групп» в избиении сотрудников милиции, а также утоплении двоих из них.
Генпрокуратура сообщила, что 18 мая 29 членов «преступных группировок» были «нейтрализованы» или убиты в ходе кровопролитной акции протеста в Рушанском районе, хотя местные жители заявляют, что жертв среди мирного населения намного больше. По данным прокуратуры, целью демонстрантов и «преступных группировок» был захват власти.
Сообщение Генеральной прокуратуры Таджикистана последовало после того, как представители таджикской оппозиции на заседании ОБСЕ по правам человека в Варшаве, которое продолжалось с 27 сентября по 7 октября, вновь подняли тему насильственного подавления протестов в ГБАО.
На этой встрече, которую проигнорировала официальная делегация Таджикистана, правозащитники, представители гражданского общества и лидеры запрещенной Партии исламского возрождения рассказали о ситуации с правами человека в Таджикистане, катастрофическом положении журналистов, нарушении прав нацменьшинств, в том числе выходцев из Бадахшана.
Генеральная прокуратура обвинила лидера запрещенной ПИВТ Мухиддина Кабири, одного из лидеров Национального альянса Таджикистана Алима Шерзамонова, а также представителей «Группы 24» в распространении лжи и публикации однобокой информации с целью дискредитации Таджикистана, а Мухиддина Кабири и Алима Шерзамонова назвала одними из организаторов майских беспорядков в Бадахшане. Утверждения, которые оба не признали и назвали беспочвенными.