Общество

События в Хороге в объективе таджикских СМИ

356views

Анализ от «Новый репортёр»

В конце ноября в областном центре Горно-Бадахшанской автономной области (ГБАО) в Таджикистане произошли тысячные митинги. Люди вышли к зданию администрации области с акцией протеста после спецоперации силовиков, в результате которой был убит 29-летний Гулбиддин Зиёбеков. По сообщениям местных жителей, силовики вывели молодого человека из дома и посадили в машину. При этом Зиёбеков не оказал сопротивления, говорят очевидцы. Спустя некоторое время родственникам вернули тело мужчины с огнестрельными ранениями.

В первые же дни митингов в ГБАО отключили мобильную связь и интернет, дороги были перекрыты, официальная информация практически не поступала, далеко не все независимые эксперты были готовы говорить на эту тему. Как в таких условиях работали журналисты независимых и государственных СМИ, рассказывает медиакритик «Нового репортёра» Навруз Каримов.

«Азия-Плюс» и «Радио Озоди»

Как обычно при возникновении подобных ситуаций (кстати, конфликты между местным населением ГБАО и властями происходят не в первый раз) наиболее полную картину происходящего оперативно передавали два издания — независимое медиа «Азия-Плюс» и таджикский офис «Радио Свобода» — «Радио Озоди». Несмотря на сложности, вместе они выпустили 28 материалов, для создания которых находили независимых экспертов, очевидцев событий, но и не забывали об официальной версии происходящего. «Азия-Плюс» собрала 11 материалов в один сюжет, посвящённый митингу в Хороге.

Первая статья тут вышла вечером 25 ноября, в ней сообщалось о причинах митинга — днём во время спецоперации силовиков был убит 29-летний Гулбиддин Зиёбеков — и о последствиях: в ходе перестрелки на площади перед зданием областной администрации шестеро человек были ранены и один погиб. Все из числа митингующих. В течение дня новость дополнялась словами очевидцев, которые рассказывали о ситуации. Попытка редакции получить информацию в МВД оказалась тщетной, о чём журналисты и сообщили. Однако «Азия-Плюс» в этом же материале всё же привела и официальную версию произошедшего со ссылкой на заявление прокуратуры ГБАО, которое было опубликовано на сайте государственного агентства «Ховар»: Зиёбеков, который находился в розыске по обвинению в ряде преступлений, в том числе и по обвинению в захвате заложника, при задержании оказал вооружённое сопротивление. Следом журналисты привели мнение митингующих: в 2019-м году у Зиёбекова произошел конфликт с помощником прокурора, который якобы приставал к местной жительнице с непристойными предложениями.

Буквально через несколько минут «Радио Озоди» выпустило статью, не противоречащую фактам, приведённым в тексте «Азия-Плюс», но с кардинально другим фокусом. Во-первых, о самом митинге было упомянуто только в первом абзаце: «Десятки жителей Рошткалинского района и города Хорога собрались 25 ноября у здания администрации ГБАО и потребовали задержать и привлечь к уголовной ответственности виновных в убийстве 29-летнего Гулбиддина Зиёбекова. Они привезли тело убитого к зданию местной администрации».

И практически вся остальная часть материала раскрывала детали задержания Зиёбекова. Ещё одно отличие: редакции «Радио Озоди» удалось получить комментарии у УМВД по ГБАО, в котором говорится о начале проверки «по факту происшествия».

Кроме того, оба издания рассказывали про митинг выходцев из ГБАО у посольства Таджикистана в Москве и про требования, выдвинутые митингующими: восстановить связь с регионом и своевременно провести расследование убийства Зиёбекова. «Азия-Плюс», ссылаясь на сообщения из социальных сетей, сообщило, что планируется «проведение митингов и в других странах мира, в том числе в США и Европе».  

На следующий день, 26 ноября, главной темой стал рост числа погибших и раненых в результате стычки между протестующими и сотрудниками силовых структур.

«Радио Озоди» сконцентрировало внимание на смерти двух человек из числа протестующих, ссылаясь на свои источники, тогда как «Азия-Плюс» передала официальную информацию о ранении пяти сотрудников правоохранительных органов, которая прозвучала в эфире государственного телеканала «Бадахшон», но обратила внимание на то, что в этом сюжете не было сказано ни слова об убийстве Зиёбекова, которое и послужило причиной для митинга.

Оба издания также сообщили о переговорах, которые проходили 26 ноября между митингующими и властью. В то время, когда журналисты из «Радио Озоди» раскрывали детали по большей частие со слов митингующих, «Азия-Плюс» пыталась придерживаться принципа баланса мнений и приводила не только слова очевидцев, но и цитаты председателя Хорога Ризо Назарзоды: «Всё спокойно, не беспокойтесь! Люди заняты своими делами».

Отрывок этого небольшого интервью был опубликован прямо под фотографией с подписью «Так в Хороге было этой ночью», на которой были изображены толпы митингующих около здания администрации.

Через два дня после происшествия, 27 ноября, оба издания писали, что митингующие отказываются расходиться, пока их требования не будут выполнены. Отмечалось, что тела убитых были вывезены с площади. «Радио Озоди», опираясь на свои источники, сообщило о планах главы области Алишера Мирзонабота снова встретиться с митингующими. Информация была подтверждена обоими изданиями в своих публикациях позднее тем же днём.

В 12 часов дня «Радио Озоди» стало известно, что глава ГБАО действительно вышел к митингующим, его закидали камнями, и снова прозвучали выстрелы. В конечном итоге получили ранения по разным данным от двух до четырёх человек. Источники «Азии-Плюс» сообщили о двух раненых. Официальная информация о количестве жертв в тот день в СМИ не попала.

В 10 утра 28 ноября одновременно оба сайта сообщили читателям о начале переговоров между властями и митингующими. «Азия-Плюс» привела дополнительные требования, которые участники акции собирались озвучить органам власти: «С нашей стороны будет своя комиссия, которая будет работать в следственной группе и сообщать о результатах митингующим. Также мы будем требовать, чтобы убрали оцепление с гор, и обсуждается вопрос присутствия военных в городе. Они находятся на трёх постах в Хороге с 2018 года. Пусть оставят сотрудников ГАИ, а военные должны покинуть эти посты. Их присутствие создаёт напряженность».

«Радио Озоди», в свою очередь, опубликовало комментарий представителя хукумата ГБАО об обстановке в Хороге: «В соцсетях написали, что все центральные дороги в Хороге закрыты. Это неверно, все дороги открыты. Было объявлено, что с понедельника все государственные и негосударственные учреждения, рынки и магазины будут работать. Студенты и школьники также отправятся на учёбу. На данный момент на площади осталось всего несколько человек».

В этот день «Азия-Плюс» привела мнение таджикского политолога Парвиза Муллоджанова по хорогскому вопросу и обращение таджикских общественных организаций к президенту страны, в котором гражданское общество просило власти соблюдать права человека.

«Радио Озоди» также не оставило без внимания это обращение, а в следующем материале рассказало о снятии блокпостов и добровольной уборке улицы жителями Хорога. В своём материале журналисты сообщили и детали переговорного процесса со слов источника в хукумате.

На следующий день, 29 ноября, журналисты стали говорить о завершении акции протеста. В этот день «Азия-Плюс» и «Радио Озоди» передавали, что основные требования митингующих были приняты, и они освободили главную площадь. «Азия-Плюс» коротко напомнила хронику событий, «Радио Озоди» — про обращение гражданского общества к Эмомали Рахмону.

Ещё несколько дней после острой фазы журналисты обоих изданий продолжали посвящать свои тексты произошедшим событиям. Во вторник, 30 ноября, «Радио Озоди» выпустило статью, в которой журналисты вспомнили обо всех подобных инцидентах на территории ГБАО в прошлые годы и покритиковали власти за непрекращающиеся попытки «подчинить Бадахшан центру».

Первого декабря «Радио Озоди» опубликовало беседу с матерью Зиёбекова — Певистамо Абдулмуминовой, в которой она опровергла наличие огнестрельного оружия у своего сына, которое он якобы использовал против сотрудников правоохранительных органов во время спецоперации. Женщина также сообщила журналистам о своём намерении лично встретиться с президентом, потому что власти ГБАО не стали даже рассматривать её заявление, касающееся убийства 29-летнего сына.

Второго декабря «Азия-Плюс» со ссылкой на коллег публикует эту беседу у себя на сайте. В этот же день «Радио Озоди» сообщило об официальном обещании властей не преследовать тех, «кто участвовал в акции протеста и не совершал никаких других преступлений».

А что другие независимые СМИ?

Несмотря на то, что главным источником информации среди независимых местных СМИ является «Азия-Плюс» («Радио Озоди» всё-таки иностранное медиа), на рынке есть единицы других независимых изданий, которые тоже готовы говорить на такие острые темы, как ГБАО. Например, молодое издание Your.tj, которое, впрочем, состоит из бывших сотрудников «Азия-Плюс», также не обошло стороной митинги в Хороге. Издание получало информацию от своих источников на условиях анонимности. В дни начала конфликта на сайте появилась публикация о начавшемся митинге и его причинах, приводились и детали: «К областному центру стягиваются войска, над Хорогом кружат вертолёты».

На следующий день Your.tj подготовило расширенный материал, в котором передало требования митингующих, официальную версию событий вместе с заявлениями ГКНБ, об акциях протеста за рубежом и о закрытых дорогах, ведущих в Хорог.

НИАТ «Ховар»

Национальное информационное агентство (НИАТ) «Ховар» — главное государственное интернет-СМИ в Таджикистане — за всё время митингов в Хороге опубликовало всего два сообщения. Каждое состояло из трёх абзацев официальных заявлений прокуратуры и межведомственного комитета. Никаких попыток использовать другие источники информации информационное агентство, судя по всему, даже не предприняло, журналисты публиковали фактически документы, спущенные из властных кабинетов.

Например, в первой новости от 25 ноября сообщалась главная версия силовиков, что Гулбиддин Зиёбеков и его соратники захватили помощника прокурора Рошткалинского района в заложники, ему были предъявлены обвинения по нескольким статьям, он был объявлен в розыск и во время задержания применил пистолет.

Уже после окончания акции протеста 29 ноября «Ховар» передали заявление межведомственного комитета об окончании «незаконного митинга», а самих митингующих назвали «некоторыми заинтересованными группами». На этом всё.

ТВ «Бадахшон»

Единственное государственное телевидение, которое хотя бы как-то говорило о событиях в Хороге, стал областной госканал «Бадахшан». Все остальные государственные телеканалы не сказали ни слова про события в ГБАО даже в своих итоговых новостях. В эфире телеканала «Бадахшон» вышло два новостных сюжета: первый 25 ноября, в котором была передана официальная версия случившегося: Зиёбеков оказал сопротивление; кроме того, ведущий призвал граждан воздержаться от совершения незаконных действий.

28 ноября, через день после того, как на центральной площади прозвучали выстрелы, прокурор области Парвиз Орифзода выступил на ТВ «Бадахшон» с заявлением, что эти выстрелы носили предупреждающий характер из-за отказа митингующих расходиться по домам. Прокурор сообщил о возбуждении уголовного дела по четырём статьям УК РТ (оказание сопротивление представителю власти, оскорбление представителя власти, хулиганство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью) по отношению к тем, кто напал на председателя области и представителей хукумата и нанёс депутату парламента Азизу Гиёзода «тяжкие телесные повреждения».

Больше к этой теме ТВ «Бадахшон» пока не возвращался.

«Sputnik Таджикистан»

Первые новости о хорогских событиях на сайте «Sputnik Таджикистан» появились уже вечером 25 ноября. Авторы материала «Стычки, задержание, стрельба: что происходит в Хороге» назвали Зиёбекова «членом организованной преступной группы» и передали читателям только одну версию событий: версию прокуратуры ГБАО. Позднее тем же днём на сайте появилась новость о мирных протестах у посольства Таджикистана в Москве.

Почти все материалы, посвящённые этой теме, которые выходили на сайте «Sputnik Таджикистан», отличались лаконичностью, как и на сайте издания «Ховар». Журналисты не прибегали к деталям и давали только официальные комментарии. Даже когда стало известно о первых жертвах среди митингующих, редакция уделила большее внимание версии Государственного комитета по национальной безопасности (ГКНБ).

Тенденция освещать митинг только с помощью официальных заявлений продолжилась и в материале под заголовком «Протестующие в Хороге напали на главу ГБАО». В нём пересказывается выступление областного прокурора Парвиза Орифзоды, о котором мы писали выше, при этом снова прозвучала формулировка «организованная преступная группа» — теперь уже по отношению к организаторам митинга.

29 ноября «Sputnik Таджикистан» опубликовал новость об окончании митингов в Хороге со ссылкой на «Ховар», в котором назвал митинги «незаконными», а его участников — «некоторыми заинтересованными группами». О чём договорились власти с митингующими, не было сказано.

На следующий день здесь появляется новость о совещании руководителей Горно-Бадахшанской области. Ликующий заголовок звучит как победа государственных чиновников над неугомонной толпой: «Глава ГБАО остался на своем посту: как удалось успокоить протест в Хороге». Из примечательного можно выделить факт: редакция не верит в то, что участники акции вынесли на главную площадь тело Зиёбекова: «Впрочем, нет достоверных данных, что на городскую площадь принесли именно тело погибшего».

В целом в статьях «Sputnik Таджикистан», как и в материалах местных журналистов из государственных СМИ, была явная приверженность одной стороне конфликта. В отличие от независимых медиа, которые публиковали не только слова местных жителей, но приводили и официальные заявления, эта категория медиа полностью проигнорировала митингующих. И если позицию местных государственных журналистов можно как-то объяснить, то корреспондентов международного издания «Sputnik Таджикистан» — нет.

И, конечно, это происшествие в очередной раз показало важность работы и ценность существования нескольких независимых СМИ в Таджикистане. В самом Хороге, да и во всей огромной области нет независимых СМИ, и в условиях, когда с целым регионом нет связи и интернета, несколько центральных медиа реально показали высокий уровень профессионализма и оперативности в освещении социально значимого вопроса — соблюдению прав человека.