Протестные настроения на Памире не случайны, потому что власти Таджикистана ведут дискриминационную политику против памирцев, считает Сарвар Амиров.
Горно – Бадахшанская автономная область дотационный регион. По мнению местных жителей, государство нацелено держит область в нищете, вынуждая работоспособную молодежь мигрировать. Антидискриминационный Центр Мемориал в своем отчете процитировал высокопоставленного чиновника правительства Таджикистана относительно того, что государство заинтересованно в миграции как можно больше памирцев за пределы страны. Это вызвало огромный резонанс среди памирского меньшинства, которые и так чувствуют себя ущемленными в правах. Сарвар Амиров, является представителем одного из этнических народов живущих в Горном Бадахшане. Он опытный эксперт по проблемам этнического меньшинства в Таджикистане. Своим доводами он утверждает, что протестные настроения на Памире не случайны, потому что власти Таджикистана ведут дискриминационную политику против памирцев, и с со стороны властей явно прослеживается намерение насильственной ассимиляции этнических горцев — памирцев. В чем Сарвар Амиров видит ущемление прав памирцев, он рассказал Pamir.daily
Горный Бадахшан многоязычен и как вы думаете, есть ли доступ к образованию на родных языках?
Все памирские языки включены в атлас исчезающих языков ЮНЕСКО, но государство пока-что никак на это не реагирует. На наших языках нет учебников, нет преподавателей, хотя доступ к образованию на родном языке право, которое закреплено и Конституцией и законом о государственном языке. В 2011 году ШПНО (школа непрерывного образования) УЦА планировала запустить курсы памирских языков для иностранцев, но по непонятным причинам проект был закрыт.
Есть ли у памирцев доступ к информации на родных языках?
Мы этого, к сожалению лишены. На наших родных памирских языках не существует ни газет, ни радио, ни ТВ передач. Когда шла гражданская война, в 1992-1997 –ом годах на телевидении и радио Бадахшана были передачи на шугнанском языке. В настоящее время единственный прецедент произошёл в 2014 году, когда радио Имруз, который тогда возглавлял Рустами Джони, начал вещать на шугнанском языке, но через 3 месяца передачу закрыли, а Рустама Джони уволили. Сперва говорили, что закрытие передач произошло по техническим причинам, но впоследствии стало ясно, что это был приказ сверху. Местное радио и ТВ вещает только на таджикском языке и в основном там идёт пропаганда культа личности президента Эмомали Рахмона.
При Шодихоне Джамшеде, тогдашнем председателе хукумата ГБАО использование памирских языков в государственных учреждениях на территории области было запрещено, всех заставляли общаться на таджикском языке, что также является нарушением прав человека и в частности национальных меньшинств, у которых есть свои языки.
Также идет геноцид топонимов – множество исторических, доисламских названий, географических местностей и селений были переименованы без учета мнения местного населения, что является нарушением прав людей исконных жителей.
Как себя идентифицируют памирцы?
Старшее поколение, те, которые жили в Советском Союзе еще автоматически называют себя таджиками. Молодежь после 12- ого года категорически отказываются называть себя таджиками. Те кто живет в России уже при вопросе о национальности называют себя памирцами. Хотя в Таджикистане у нас нет права на самоопределение – нас все еще называют «горными таджиками» и не признают, как отдельную этническую группу, невзирая на явные отличия – язык, культуру, религию. Попытки самоопределения трактуется властями как проявление сепаратизма и преследуется законом.
Есть ли попытки упразднения автономии?
Попытки есть всегда, и власть ищет любую возможность для упразднения автономии, уже как минимум дважды всплыла информация о намерениях правительства провести референдум и ввести поправки относительно автономии Горного Бадахшана. Слухи просочились в социальные сети и спровоцировали огромное недовольство среди выходцев из региона. Были проведены несколько флешмобов в социальных сетях, народ готовился к демонстрациям и митингам, что, скорее всего, и послужило поводом отказа или отсрочки данной операции со стороны государства. На официальных радио и телевидении ведущие говорят Горно-Бадахшанская область, не употребляя слово автономная. Убрать Бадахшанскую автономию выгодно и с точки зрения продажи земли нашему ближайшему соседу Китаю, так как государство уже однажды продало часть земли Мургабского района на востоке Бадахшана, без ведома и учета мнения местного населения и проведения референдума. Убирая автономию появится возможность властям продавать землю без протеста, что заставляет их сделать это еще раз учитывая огромный внешний долг страны перед Китаем.
Также идет попытка ареста или ликвидации бывших полевых командиров, лидеров Памира, под предлогом восстановления верховенства закона осенью 2018 года, в Хорог была переброшено значительное количество военной техники и спецподразделений. С точки зрения местного населения, это продолжение военной операции 2012 года и истинная цель авторитарного режима навести страх и наконец-то захватить последний оплот свободомыслия в стране.