Жители Горно-Бадахшанской автономной области (ГБАО) говорят, что отключение интернета ухудшило условия жизни, учебы и бизнеса, пишет cabar.asia.
Всемирная паутина в ГБАО была отключена после акций протеста 25-28 ноября 2021 года, связанных со смертью в ходе спецоперации жителя Рошткалинского района Гулбиддина Зиебекова. Спустя три месяца интернет по-прежнему заблокирован, что напрямую влияет на работу, образование и, в целом, на жизнь в регионе.
Представитель одной из компаний сотовой связи страны в Хороге, на условиях анонимности сообщил CABAR.asia, что ситуация с доступом в интернет в ГБАО за последние почти три месяца не изменилась, и всемирная сеть доступна только некоторым сотрудникам правоохранительных органов и первым лицам из администрации области.
Он сообщил, что по согласованию с ГКНБ интернетом обеспечиваются также некоторые банки, общественные и международные организации.
«То есть, если банки или организации желают отправить информацию через интернет, они сначала пишут письмо в ГКНБ с указанием оснований и номеров, которые им необходимо подключить. Если им приходит разрешение из этого ведомства, то их подключат к интернету», — сказал собеседник.
Он рассказал, что после отключения Интернета жители ГБАО столкнулись с «информационным голодом» и, практически, не имеют доступа к достоверной информации.
По его словам, еще одной проблемой является отсутствие контактов между людьми и их родственниками, проживающих за границей.
Также у многих организаций возникают трудности с отправкой рабочих документов. Сейчас они вынуждены отправлять документы в печатном виде или на флешке, что затрудняет их работу. Например, чтобы отправить документ в Душанбе, нужно рано утром приехать на стоянку такси, на окраине города, поскольку такси ездят из Хорога в столицу только один раз в день.
«Конечно, это неудобно для жителей; флешки и документы порой теряются. Дорога до Душанбе занимает от 12 до 18 часов. Понятно, что если вопрос срочный, то получить ответ вовремя невозможно. Кроме того, зимой дороги часто перекрывают из-за схода лавин или гололёда. Автомашины иногда прибывают в Душанбе через более чем 20 часов», — рассказал собеседник CABAR.asia.
По словам источника, также страдают бизнесмены, которые ведут свой бизнес через интернет. Им теперь стало сложно заказывать необходимые продукты и товары.
Также страдают студенты, которые обучаются онлайн или выпускники школ, которые не могут подать документы через интернет.
Аслимох Назаралиева, выпускница средней школы в Хороге, из-за отключения интернета не может сдать свои документы для поступления в российский университет.
Она сказала журналисту CABAR.asia, что при наличии всемирной паутины могла бы легко сдать вступительный экзамен в российский университет в центре Хорога. Но теперь ей предстоит проделать долгий путь в Душанбе с большими затратами.
«Я еду в Душанбе только для того, чтобы сдать тест по квоте, выделенной российскими вузами на бюджетные отделения. Это очень дорого. Проехав около 2500 км, я должна потратить 200 долларов США за ночь в Душанбе, чтобы пройти тест. У моих родителей есть возможность оплатить это. Но такая возможность есть не у всех», — сказала Аслимо.
Мы находимся в информационном вакууме
Фарзона Мародмамадалиева, 31-летняя жительница Рошткалинского района, более двух месяцев не может общаться онлайн с мужем, который работает в России.
В телефонном разговоре она рассказала журналисту CABAR.asia, что разговаривает с мужем по мобильному телефону примерно 1-2 минуты каждый день, тем не менее связь обрывается, и они плохо слышат друг друга.
«Раньше мы без проблем общались онлайн через мессенджеры «IMO» и «WhatsApp», я показывала ему наших детей. Но вот уже почти три месяца я не видела мужа», — рассказала Мародмамадалиева.
Кроме того, она посетовала, что жители даже не знают, что происходит в мире, и находятся в своеобразной «информационной блокаде».
«Мой муж обеспокоен тем, что власти якобы проводят здесь военную операцию. Вроде бы, в интерете прочитал. У нас нет интернета, мы ничего не знаем об этом. Поэтому он переживает и звонит каждый день, чтобы спросить, как тут у нас дела. Мы отвечаем, что все спокойно, но он говорит, что в интернете ходят всевозможные слухи», — сказала Фарзона Мародмамадалиева.
Отключение интернета затронуло и банковский сектор. Люди не могут своевременно получать денежные переводы от своих близких. Один из них, 57-летний житель Ишкашимского района Исфандиёр Файзов ранее получал переводы от сына в районном филиале банка. После отключения интернета Файзов уже не смог получить там деньги и ему пришлось ехать около 50 километров в город Хорог.
«Раньше, когда он переводил деньги через банк, я мог легко пойти и получить их у себя в районе. Последний раз он присылал деньги в начале февраля, я не мог получить их в районных отделениях банка. Три раза ходил, сказали нет интернета. Мне пришлось потратить деньги, чтобы поехать в Хорог, да и там мне с большим трудом удалось получить перевод», – сказал Исфандиёр Файзов.
История отключения интернета и требования людей
Власти области еще в конце ноября обещали восстановить доступ к интернету. Однако, эти обещания не выполнены по сей день.
Изначально говорилось, что интернет не восстанавливают из-за нежелательных видео из социальных сетей, что якобы может осложнить ситуацию в регионе.
Через несколько дней после ухода митингующих с центральной площади Хорога, одна из компаний активировала мобильный интернет на несколько дней в некоторых районах области, в частности, в Дарвазском, Ванчском и Мургабском районах, но затем и это было приостановлено.
Жители ГБАО и ряд правозащитных организаций называют отсутствие доступа к интернету в области явным нарушением прав граждан и требуют восстановить его.
После многочисленных обращений жителей области и заявлений местных и международных правозащитных организаций 31 января первый заместитель начальника Службы связи при правительстве Таджикистана Ильхом Атоев заявил на пресс-конференции, что интернет в ГБАО был отключен «в целях защиты от информационного терроризма».
«Информационный терроризм и его влияние оказывает неблагоприятное воздействие на человека, общество и государство. Главная цель – это ослабление и свержение конституционного строя. Сила информации может быть как созидательной, так и разрушительной. Поэтому, согласно законодательству Таджикистана, в том числе на основании статей 33 и 34 Закона РТ «О связи», мы обязаны обеспечивать информационную безопасность граждан, общества и государства», – отметил Илхом Атоев.
Атоев сообщил журналистам, что интернет в ГБАО активен и работает в стандарте 3G, за исключением некоторых регионов. Но не уточнил, в каких именно районах.
Между тем, представитель сотовой компании на условиях анонимности сообщил CABAR.asia, что и в Хороге и в других районах ГБАО нет ни 3G, ни 4G стандартов интернета.
«Слова заместителя председателя Службы связи не соответствуют действительности. Сейчас в этом регионе интернет недоступен даже для сотрудников мобильных сотовых операторов, работает только голосовая связь», — сказал собеседник.