Общество

Генпрокуратура Таджикистана озвучила свою версию о делах гражданских активистов из ГБАО

334views

Генеральная прокуратура Таджикистана раскрыла некоторые подробности уголовных дел в отношении гражданских активистов Горно-Бадахшанской автономной области. Надзорный орган сообщает, что Ульфатхоним Мамадшоев, Фаромуз Эргашев, Хурсанд Мамадшоев, Манучехр Холикназаров и другие активисты осуждены за совершении тяжких преступлений. Родные и близкие осужденных считают их невиновными. Генпрокуратура признала, что судебные процессы над гражданскими активистами прошли в закрытом режиме, передает Радио “Озоди.”

Ульфатхоним Мамадшоева

Пресс-центр Генеральной прокуратуры Таджикистана 26 января сообщил, что Ульфатхоним Мамадшоева была признана виновной по десяти статьям УК Таджикистана, в частности, в организации преступного сообщества, убийстве, терроризме, измене государству, попытке незаконного захвата власти.

В сообщении говорится, что Мамадшоева приговорена к 20 годам лишения свободы. Ранее родные гражданской активистки говорили, что она осуждена к 21 году колонии. Получить достоверную информацию было трудно из-за того, что суд над Мамадшоевой прошед при закрытых дверях.

Ульфатхоним Мамадшоева была задержана 18 мая в своей квартире в Душанбе сотрудниками госбезопасности. За день до ареста власти Таджикистана обвинили гражданскую активистку наряду с Мамадбокиром Мамадбокировым и Алимом Шерзамоновым в организации акций протеста в Хороге. В сообщении МВД Таджикистана говорилось, что «члены террористической группировки были обеспечены оружием и боеприпасами под руководством и при финансировании находящихся в розыске члена экстремистской террористической организации Алима Шерзамонова и его сообщников Холбаша Холбашева и Ульфатхоним Мамадшоевой».

Сама Ульфатхоним Мамадшоева в беседе с журналистами Радио Озоди и «Настоящее время», прямо перед ее задержанием, говорила, что «она не совершала никаких противозаконных действий». После интервью с Мамадшоеваой журналисты подверглись нападениям. Люди в штатском силой выволокли из машин Анушервона Арипова, Насима Исамова, Муллораджаба Юсуфзода и Барота Юсуфи. Они отобрали всю служебную технику, а также рабочие и личные мобильные телефоны. Власти заявляют, что нападавшие до сих пор не найдены.

Фаромуз Иргашев

Фаромуз Иргашев, юрист и незарегистрированный кандидат в президенты Таджикистана на выборах 2020, по сообщению Генеральной прокуратуры, был обвинен в организации преступного сообщества, попытке убийства, терроризме и организации экстремистской деятельности.

О чем говорил Фаромуз Иргашев в ходе судебного процесса и в последнем слове – неизвестно. Родные и близкие гражданского активиста настаивают на его невиновности.

Генпрокуратура Таджикистана сообщает, что Фаромуз Иргашев Верховным судом приговорен к 29 годам лишения свободы. Гособвинитель просил для Иргашева 30 лет тюрьмы.

Манучехр Холикназаров

Генеральная прокуратура раскрыла некоторые подробности уголовных дел председателя Ассоциации юристов Памира Манучехра Холикназарова, члена «Комиссии-44» Хурсанда Мамадшоева и блогера Хушруза Джумаева. В сообщении, в частности, отмечается, что Манучехр Холикназаров приговорен к 16 годам колонии по обвинению в организации преступного сообщества и организации деятельности экстремистской организации.

В то время, как международные правозащитные организации требовали освобождения гражданских активистов ГБАО, власти Таджикистана называли арестованных главарями и членами организованных преступных группировой региона.

Суды проходили при закрытых дверях. Почему?

Генеральная прокуратура Таджикистана подтвердила, что суды над гражданскими активистами ГБАО прошли при закрытых дверях. Почему было принято такое решение, не уточняется. В сообщении не приводятся доказательства совершенных осужденными преступлений.

Международные правозащитные организации неоднократно подвергли таджикское правительство резкой критике за аресты гражданских активистов. В частности, Human Rights Watch (HRW) обратилась к правительству Таджикистана с просьбой прекратить незаконные аресты и несправедливые суды над жителями Горно-Бадахшанской автономной области. HRW распространила 23 августа 2022 года обращение, в котором призвала власти Таджикистана “положить конец этой практике и придерживаться своих международных соглашений для обеспечения справедливого судебного разбирательства”.

После протестов и массовых беспорядков в мае 2022 года в Бадахшане, которые привели к гибели десятков граждан, правоохранительные органы Таджикистана задержали и арестовали сотни человек, в том числе активистов гражданского общества из Бадахшана, по обвинению в подстрекательстве к этим беспорядкам, многие из них получили длительные сроки лишения свободы. Родные осужденных утверждают, что все обвинения являются беспочвенными.

Генпрокуратуры Таджикистана сообщила, что всего во время «контртеррористической» операции МВД Таджикистана в Хороге и Рушанском районе были убиты 29 членов организованных преступных группировок, по данным источников Радио Озоди, жертв было минимум 34.

Однако родственники осужденных утверждают, что те не были членами организованных преступных группировок, и лишь выступали в защиту своих прав и прав жителей региона.