Международная правозащитная организация Amnesty International назвала Таджикистан страной, экономическая и политическая жизнь которой уже 30 лет остается под жёстким контролем президента и его родственников, передаёт Радио Озоди.
Доклад Amnesty International «Положение в области прав человека в мире за 2022–2023 гг.» опубликован 28 марта.
Amnesty International критикует Таджикистан за подавление протестов в Горно-Бадахшанской автономной области, преследование и арест гражданских активистов и журналистов, пытки и другие виды жестокого обращения, депортацию афганских беженцев.
Авторы доклада отмечают, что по официальным данным, во время «антитеррористической операции» в ГБАО был убит 21 человек, тогда как неофициальные источники называют цифру, более чем вдвое превышающую это значение. «В отсутствие независимой информации из Таджикистана из-за обстоятельств многих смертей высказывались предположения, что могли иметь место внесудебные расправы», говорится в докладе.
Amnesty International пишет о произвольных задержания х гражданских активистов, неформальных лидеров местных сообществ и журналистов, отмечая, что несколько известных представителей памирской диаспоры в России были похищены, а затем обнаружились под стражей в Таджикистане. «К концу 2022 года большинство из них были приговорены к длительным срокам тюремного заключения на несправедливых судебных процессах, где им обычно инкриминировалась принадлежность к преступному сообществу и попытки свержения конституционного строя», пишут правозащитники.
Власти Таджикистана утверждают, что в ходе антитеррористической операции в ГБАО были ликвидированы главари и члены организованных преступных группировок.
В годовом докладе Amnesty International отмечается, что свобода выражения мнений в Таджикистане сурово ограничивалась – в прошлом году после протестов в ГБАО журналисты и блогеры подверглись целенаправленным преследованиям. «Так, 17 мая журналисты Радио Озоди – Таджикской службы Радио Свободная Европа/Радио Свобода и региональной редакции «Настоящего времени» Муллораджаб Юсуфи и Анушервон Арипов были жестоко избиты неизвестными в Душанбе. Незадолго до этого они взяли интервью у известной памирской журналистки и правозащитницы Ульфатхоним Мамад-шоевой о событиях в ГБАО», пишут авторы. Они отмечают, что на следующий день саму Ульфатхоним Мамадшоеву задержали и предъявили ей обвинение в «публичных призывах к насильственному изменению конституционного строя».
В 2022 году власти Таджикистана не только отправили в тюрьму блогеров и журналистов Абдулло Гурбати, Далер Имомали, Абусаттора Пирмухаммадзода, Хушруза Джумаева и завкибека Саидамини, но и распорядились, чтобы частное информационное агентство Asia-Plus прекратило освещать события в ГБАО.
Во второй половине прошлого года семеро журналистов и блогеров были приговорены к различным срокам тюремного заключения – от 7 до 21 года колонии. Их обвинили, в частности, в распространении ложной информации, участии в экстремистском сообществе, сотрудничестве с запрещенными организациями. Сами журналисты и их родственники отвергают эти обвинения.
В докладе правозащитников говорится также, что власти Таджикистана в первые несколько месяцев 2022 года полностью отключили интернет в ГБАО, после чего до конца года он вновь спорадически пропадал.
Amnesty International критикует Таджкиистана также за то, что пытки и другие виды жестокого обращения в стране применялись повсеместно как в целях запугивания, так и для выбивания признательных показаний. «Люди, находившиеся под стражей, сообщали о произволе и пренебрежительном отношении, включая избиения, нехватку еды и воды, холод и сырость в камерах», говорится в докладе.
Amnesty International в своем докладе отмечает, что в августе Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев выразило серьёзную тревогу в связи со взятием под стражу и депортациями афганских беженцев. «Представители афганской беженской общины в Таджикистане, которая насчитывает почти 14 тысяч человек, сообщали о насильственных выдворениях, которые происходили без соблюдения каких-либо процессуальных норм и не имели никакого оправдания», пишут правозащитники.
В прошлом году правительство Таджикистана в отчете Комитету ООН по правам человека заявило, что основными причинами высылки афганских беженцев из страны стали нарушение ими требований местных законов, вопросы, связанные с обеспечением безопасностью и правопорядка, а также вопросы здравоохранения и защиты законных интересов граждан Таджикистана.
По данным властей Таджикистана, в стране проживают свыше 10 тысяч беженцев из Афганистана, большинство из них в разные годы бежали от талибов. Подавляющее большинство афганских беженцев говорят, что не строят долгосрочных планов в Таджикистане. Эту страну они воспринимают в качестве перевалочного пункта на своем пути на Запад. За последний год около 4 тыс. афганских беженцев перебрались из Таджикистана в Канаду.
Годовой доклад Amnesty Internationa о ситуации с правами человека в 2022-2023 гг. показал, что двойные стандарты и неадекватная реакция на нарушения прав человека, происходящие во всем мире, способствовали безнаказанности и нестабильности, включая оглушительное замалчивание ситуации с правами человека в Саудовской Аравии, бездействие в отношении Египта и отказ противостоять израильской системе апартеида против палестинцев.
В докладе, в частности, отмечается, что государства-члены ЕС открыли свои границы для украинцев, спасающихся от российской агрессии, продемонстрировав, что, будучи одним из самых богатых региональных союзов в мире, они более чем способны принять большое количество людей, ищущих безопасности, и предоставить им доступ к здравоохранению, образованию и жилью. Однако многие держали свои двери закрытыми для тех, кто спасался от войны и репрессий в Сирии, Афганистане и Ливии, подчеркивается в докладе Amnesty International.
Реакции властей Таджикистана на годовой доклад Amnesty International пока не последовало. В прошлом официальные лица Таджикистана последовательно отвергали обвинения правозащитников, заявляя, что права человека и свобода слова в стране обеспечиваются должным образом. Доклады международных правозащитных организаций в Душанбе называли «необъективными» и «однобокими».