Выходцы из ГБАО совместно с представителями таджикской оппозиции провели акцию протеста в Берлина
Группа таджикских оппозиционеров в Берлине вышла на акцию протеста против возможного визита президента Эмомали Рахмона в страны Европы.
Акция состоялась 25 марта перед зданием Бундестага (парламента Германии). Среди участников были также около 30 уроженцев Горно-Бадахшанской автономной области, сообщает Радио “Озоди”.
Протестующие призвали правительство Германии и других европейских стран не принимать у себя Эмомали Рахмона, который, по их мнению, использует визит в США и европейские страны как доказательство международной поддержки своего авторитарного правления.
Президент Таджикистана 21 марта отправился в США для участия в водной конференции ООН. Национальный альянс, объединивший четыре оппозиционные группы, сообщил, что «Эмомали Рахмон прибудет в Европу 29 марта». Официальные структуры Таджикистана визит Рахмона в Европу. не подтверждают, но и не опровергают.
лава Национального Альянса Мухиддин Кабири сообщил 25 марта, что американские и европейские представители заявили им о том, что Эмомали Рахмон «не является официально приглашенным лицом, и прибудет для участия во встрече некоммерческих организаций».
Целью акций протеста в Германии, по его словам, было донести до стран Европы тот факт, что Эмомали Рахмон правит авторитарным режимом – о чем мало кто знает в ЕС.
«Европейцы, американцы, свободные нации на самом деле не знают, что в Таджикистане правит диктаторский режим одной семьи. Они не знают, что в тюрьмах Таджикистана есть политзаключенные», — сказал Кабири на акции протеста.
В опубликованном перед началом акции заявлении инициаторы протеста отметили, что “Эмомали Рахмон, посещая демократические страны, представляет затем эти страны как поддерживающие репрессивную политику его семейного правительства и тем самым показывая, что его репрессии как бы законны и являются естественным ходом в ответ на действия оппозиции”.
Они напомнили о событиях в Бадахшане, об арестах и тюремном заключении политических и гражданских активистов, о длительных сроках заключения журналистов как доказательстве авторитарного режима в РТ. Власти Таджикистана назвали события в Бадахшане в мае 2022 года операцией против преступных группировок и обвинили задержанных журналистов в сотрудничестве с запрещенными организациями.
Накануне, 24 марта, группа оппозиционеров собралась перед посольством Таджикистана в Берлине и зданием МИД Германии и потребовала освобождения Абдулло Шамсиддина, сына Шамсиддина Саидова, одного из активистов запрещённой в Таджикистане Партии исламского возрождения.
Сайт Payom.net, основанный группой таджикских оппозиционеров, 24 марта сообщил, что «после того, как протестующие проскандировали лозунги, к ним вышли трое сотрудников посольства Таджикистана, понаблюдали за акцией, но никакой реакции на происходящее от них не последовало».
Абдулло Шамсиддин был депортирован из Германии в Таджикистан 18 января этого года. На сегодняшний день его судьба неизвестна: ранее Генеральный прокурор и глава МВД Таджикистана заявили, что ничего не знают о местонахождении Абдулло Шамсиддина, а родные А. Шамсиддина сообщили, что он находится в СИЗО ГКНБ, но не владеют информацией, в чем он обвиняется.
Власти официально не подтвердили информацию о его задержании и местонахождении. Подробности его дела также неизвестны. С 2009 года Абдулло Шамсиддин проживал с семьей в Германии.
Таджикский беженец Фарход Одинаев сказал, что хотя они и не получили ответной реакции на свои протесты и требования от представителей Европы, «но эта акция не пройдет незамеченной. После этого у нас встреча с представителями Бундестага. Мы передадим им письмо со своими просьбами, пожеланиями и требованиями о том, на что им необходимо обратить внимание в контексте Центральной Азии и особенно Таджикистана», – сказал Одинаев.
Протестные акции таджикистанцев за рубежом происходят редко и обычно вызваны громкими событиями, связанными с нарушениями прав человека. Например, цепные акции протеста, связанные с событиями в Бадахшане, прошли в Европе, Америке и других странах. Власти Таджикистана обычно не реагируют на подобные демонстрации, и называют представителей оппозиции и инакомыслящих членами запрещенных в стране организаций.