Выстуление Мирзорахима Кузова на пленарной сессии конференции БДИПЧ ОБСЕ, передает Pamir04.Ru.
Уважаемые коллеги, пожалуй я начну с рекомендаций:
— прекратить преследование населения по этническому принципу и возвратить ГБАО и в особенности Хорог в правовое поле;
— на местном телеканале финансируемое государством выделить время для вещания на местных языках;
— в хорогском государственном университете открыть группу юридического факультета, так как на территории автономии в судебных органах и прокуратуре очень мало представлено местное население;
— международным донорам обратить внимание на развитие исчезающих памирских языков.
Дамы и господа!
Вторым этническим меньшинством в Таджикистане после узбеков являются памирцы, одним из которых являюсь я. Памирцы на территории Таджикистана говорят не четырёх различных языках и нескольких наречий. Нет школ обучающих этим языкам, нет печатных изданий, не радио и не тем более телевидения на этих языках. Использование их сужено до бытового уровня и это делается целенаправленно центром, а на двух из них-язгулямском и ишкашимском говорят не более десяти тысяч человек и эти языки больше всех подвержены угрозе исчезновения.
Я не лингвист и свободное пользование своим родным языком не единственная проблема нашего народа. Весь памирский народ подвергается дискриминации в Таджикистане после обретения страной независимости а молодые люди моего язгулямского народа истребляются правительством Рахмона на протяжении всех двадцати семи лет его правления. Так как язгулямцы как и другие памирцы в годы гражданского противостояния были на противоположной стороне от народного фронта Рахмона, после 2015 го года когда Рахмонов решил выйти из мирного соглашения в одностороннем порядке, на язгулямцев началась новая волна охоты на всём постсоветском пространстве. Молодых людей в лучшем случае сажают на долгие годы в тюрьмы, где после пыток и жестокого обращения они теряют здоровья или их убивают еще при задержании.
Дамы и господа, после прошлогоднего сентябрского визита Рахмона в ГБАО и его требования навести порядок в Хороге вооружёнными силами и назначения заместителя министра МВД начальником УВД, в Хороге практически введено военное положение. В черте города установлены четыре блок поста МВД. В течение шести месяцев этого года осуждены на различные сроки 2500 человек.
В Хороге установлен тотальный контроль за передвижением населения, а за гражданскими активистами установлена наружное наблюдение со стороны ГКНБ. В регионе в силу этих действий власти усиливается сепаратистское настроение.